Поиск



«Ручной» ребёнок — достижение или недоработка?

Однажды в поликлинике мы с малышом в слинге стояли в очереди. И со мной разговорилась одна мама с малышом на руках. Она мне говорит: «Вы всё время так носите?» «Да», — говорю. «А мне все твердят, что надо отучать, а то потом тяжело будет. А Вы не боитесь к рукам приучить?» А я в шутку немного утрирую: «Ясно, а я наоборот стараюсь к рукам приучить. Так ведь нет, просится с рук!» Мама была удивлена и сказала с некоторой завистью: «Надо же, какая Вы молодец, вот и мне кажется, что пока маленький, можно носить…»

 

На чьей стороне правда? Чья стратегия более эффективна и приятна для ребёнка и для мамы? Приучать или отучать, носить на руках или нет?

Давайте обратимся к мнению классика мировой психологии Эрика Эриксона (Erik H. Erikson), который в своей книге «Детство и общество» выделил 8 основных периодов развития человека, первым из которых является период базового доверия.

 

Согласно теории Эриксона, базовое доверие к миру у человека формируется в течение первого года жизни, и, будучи несформированным, никогда уже не может быть восполненным. Отсутствие базового доверия к миру — прекрасная база для развития всевозможных «комплексов» и трудностей личного характера, набор которых уже зависит от дальнейших условий жизни. Если несколько упростить модель, человек со сформированным базовым доверием к миру многие «негативные» условия жизни просто не замечает, а с несформированным — попадает под их воздействие.

 

Формирование базового доверия основано на соответствии реальности бессознательным ожиданиям и чувству безопасности, а именно — на постоянном присутствии мамы в зоне досягаемости.

 

Внезапное и непонятное ребёнку исчезновение мамы на первом году жизни ставит под угрозу его чувство безопасности, ощущение, что «все хорошо» (это и есть базовое доверие). А для совсем маленького ребёнка мама исчезает (возможно, навсегда, о ужас!) каждый раз, когда выходит в другую комнату. Чем дольше и чаще отлучки, несоответствующие возрасту, тем больше нарушается чувство безопасности. Чем их больше в более раннем возрасте, тем менее стойкое у ребёнка ощущение безопасности, тем меньше запас доверия, что мама вернётся, а значит, мир безопасен.

 

А в присутствии мамы ребёнку необходимо находится у неё на руках. Этому есть психологические и физиологические объяснения, но и без них с этой необходимостью обычно никто не спорит. Мамы интуитивно чувствуют, что ребёнку на руках хорошо, и стараются на руки ребёнка всё-таки брать. (Слава Богу!)

 

Но, к сожалению, возникают вполне понятные бытовые трудности: руки, спина устают (и в слинге тоже, хоть и меньше), маме хочется свободы, родные видят, что она устала, и тут начинаются «мудрые советы»: не приучай ребёнка к рукам, потом не снимешь, пожалей себя, отучай от рук пораньше, чтобы потом проблем не было.

 

Потребность в любви, проявленная в виде потребности быть на руках у мамы (прикасаться к ней), особенно для искуственничков, кстати, — жизненная необходимость у ребёнка до года, такая же, как потребность есть.

 

Теперь представьте, что вы голодны, и хотите наесться. Чтобы наесться, вам надо съесть тарелку супа, салат и кусочек тушеного мяса с овощами (объем и состав, необходимый лично вам ).

А у вас кто-то большой и умный суп, мясо и салат забирает и говорит: «Не приучайся есть! Потом отвыкать придётся!» «Съешь только немного овощей, и потерпи». «Привыкай к чувству голода, оно будет сопровождать тебя всю жизнь». Это нормально?

 

Научитесь вы терпеть голод? Или просто со временем начнете чувствовать, что существенно недоедаете? Можно ли накормить человека, сделать его сытым и довольным, не дав ему достаточно нужной ему еды?! Зато, если вы поели, съели всё необходимое лично вам — вы довольны, сыты, и можете о еде не думать, не искать её, не бродить вокруг холодильника, а заняться своими делами.

Так и малыш. Если его НАКОРМИТЬ ношением на руках (оно особенно важно именно до года), утолить его голод, он в дальнейшем, сытый, сможет заниматься своими делами, познавать мир, развиваться.

А если его НЕДОКОРМИТЬ, недоносить на руках, недодать любви в этом ручном эквиваленте — он всю жизнь будет «ходить вокруг холодильника», а пока не вырастет — вокруг мамы, стараясь ДОПОЛУЧИТЬ. И тут уж оправдаются страхи, что «от рук не отучить».

 

Когда мы недостаточно носим на руках — мы создаём ажиотаж вокруг рук, ощущение, что этого мало, и этого надо добиваться. Когда мы предлагаем ребёнку круглосуточное нахождение на руках (это, наверное, невозможно, но должна быть внутренняя готовность к этому), малыш возьмет, сколько надо, и займётся собой. Попросится на пол, то есть. Сам. И «отучать» не придётся.

Так же как не приходится специально ограничивать себя в пище тем, кто уже сыт.

 

Надеюсь, что кого-то из мам после прочтения этой статьи хватит смелости довериться своей интуиции, а не страхам окружающих, и до года таки додать малышу сполна любви, внимания и рук.

 

Источник: slingokonsultant.ru

 

Вам будет интересно:

Как приучить ребенка к горшку видео?

🏠 » Статьи о беременности » Первые дни с малышом » «Ручной» ребёнок — достижение или недоработка?

Автор:

Александра Анохина Анохина Александра Александровна - акушерка родильного отделения Родильного Дома № 1 Санкт-Петербург. Среднее профессиональное образование Акушерское дело Акушерка, 4 Ленинградское медицинское училище Диплом РТ 202862 27.02.1992. Повышение квалификации Акушерское дело Акушерка СПб ГБПОУ "Акушерский колледж" удостоверение 180000568746 15.11.2017.


Статью дополнил (а): ⏱17 мая, 2019

Похожие статьи

Комментарии 0

Оставить комментарий


работа молодым парням в Екатеринбурге Эскорт. | купить гранит в уфе, xv.

Календарь беременности по неделям