Полноценное и правильное овладение речью – обязательное условие нормального развития личности ребенка. Процесс формирования речи принято разделять на несколько возрастных этапов. Наиболее продуктивный и важный этап охватывает период дошкольного возраста от 1 года до 3-4 лет. За этот непродолжительный отрезок времени ребенок вникает в основные закономерности и правила языка. А к 3-4 годам словарь ребенка достигает цифры примерно в 1000 слов. Ребенок далее не использует звукоподражаний и заменителей слов, так как умеет стоить предложение и фразы с грамматическим оформлением.
Также ребенок может без проблем пересказать небольшой несложного текста, рассказать о себе и любой событии, проанализировать чей-то поступок или действие. Иногда в процессе развития речи детей возникают некоторые проблемы, к решению которых необходимо приступить как можно быстрее. В этой статье мы поговорим о том, каковы основные причины нарушений детской речи, а также рассмотрим основные методики по борьбе с этими проблемами.
Нарушений речи возникают тогда, когда вы начинаете замечать, что имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя. Если не приступить к решению этих проблем вовремя, это чревато недоразвитостью речи той или степени тяжести у ребенка в дальнейшем. Современная наука выделяет две основные группы факторов, которые являются причинами нарушений детской речи.
1. Неблагоприятные социальные условия воспитания и педагогические ошибки;
2. Недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.
В первую группу входят неправильные методы воспитания в семье или учреждении, которое занимается воспитанием детей, недостаточное, или наоборот, чересчур сильное внимание к ребенку со стороны взрослых. В обоих случаях у ребенка практически не формируется или формируется неправильно мотивация речевого общения. Подобное нарушение необходимо рассматривать как задержку темпов речевого развития преимущественно функционального характера. Довольно часто проблемы в речи сопутствуют личностные особенности ребенка. Например, это могут быть такие негативные качества, как своеволие, непослушание, упрямство, истеричность и нервозность.
Если было обнаружено, что задержка темпов развития речи у ребенка была спровоцирована снижением мотивации общения, необходимо своевременно начать работу над этой проблемой до полной коррекции. Кроме того, в редких случаях задержка или нарушение развития речи может быть спровоцирована легкой степенью умственной отсталости ребенка. Нарушения могут быть вызваны и поражением слуха ребенка либо особенностями биологического созревания нервной системы. В любом случае, точную причину нарушений детской речи может определить только квалифицированный специалист.
После того, как были установлены причины нарушений речи, необходимо начать заниматься с ребенком. Если причина кроется в области здоровья, то заниматься нужно крайне осторожно, не спеша и не вызывая у малыша негативной реакции. Если же причина в факторах окружающей среды ребенка, то можно действовать более смело. В случае, если ребенку уже исполнилось три года, а он все еще толком не говорит, необходимо срочно решать эту проблему. Не затягивайте. Занятия с детьми дошкольного возраста лучше проводить в форме игры.
Какие именно игры выбрать? Тут лучше всего проконсультироваться с детским психологом или логопедом. Однако, не забывайте про индивидуальные факторы. Также в процессе борьбы с задержкой развития речи у детей до двух лет необходимо стимулировать у них звукоподражание, так как именно это готовит детей к овладению нормальной речи. Уделяйте внимание развитию моторики у ребенка путем лепки из пластилина или глины, с помощью рисования, рукоделия и складывания пазлов. Эти рекомендации лишь вспомогательные средства. Конкретную методику должен разработать специалист.
Автор: Катерина Сергеенко
Вам будет интересно:
Александра Анохина Анохина Александра Александровна - акушерка родильного отделения Родильного Дома № 1 Санкт-Петербург. Среднее профессиональное образование Акушерское дело Акушерка, 4 Ленинградское медицинское училище Диплом РТ 202862 27.02.1992. Повышение квалификации Акушерское дело Акушерка СПб ГБПОУ "Акушерский колледж" удостоверение 180000568746 15.11.2017.
Статью дополнил (а): ⏱17 мая, 2019
Александра Анохина
04.07.2017
Александра Анохина
22.09.2017
0
Renata 12.09.2017 в 7:47 дп
Я вот тоже думаю, что у детей в дошкольном возрасте развития речи происходит в индивидуальном порядке, в крайних случаях конечно надо обращаться к врачу.
Marina 12.09.2017 в 7:54 дп
У каждого ребенка развитие речи происходит по-разному, например у кого-то с задержкой, у кого-то наоборот даже с опережением, поэтому паниковать сразу не надо, если ваш малыш в раннем возрасте немного отстает от сверстников.
Katusha 12.09.2017 в 8:03 дп
Моему ребенку 3 года, вроде бы потихоньку что-то говорит, надеюсь, что у него нет никаких отклонений от нормы развития речи.
Рубрики блога
Календарь беременности по неделям
Лучшие записи раздела
0