Поиск



Уход за младенцем: учимся у прабабушек

Исследования в области психологии, психотерапии и психиатрии таких видных ученых, как Отто Ранк, Карл Густав Юнг, Станислав Гроф, доказали, что у человека сохраняется память о его биологическом рождении. В результате обследования тысяч пациентов было установлено, что события рождения и первых дней и недель жизни запечатлеваются в памяти человека с фотографической точностью. Так, во время лечебных психотерапевтических сеансов пациенты вспоминали, каким было их положение в утробе, как (в деталях, включая родовспомогательное вмешательство) происходили роды, какими особенностями отличался послеродовой уход. Удивительно, что эти описания в точности соответствовали рассказам матерей пациентов о родах.

 

Ученые пришли к заключению, что любые, даже самые благополучные роды — это стресс, экстремальная ситуация для рождающегося малыша. Она накладывает отпечаток на психическое и физическое здоровье человека, во многом определяет стиль поведения, отношение к окружающему миру. Вероятно, это связано с резким переходом из одной среды существования в другую. В результате появления на свет условия жизни малыша меняются кардинальным образом, и он вынужден немедленно приспосабливаться к новым способам существования.

Чтобы не мешать адаптации, не продлевать и не усугублять родовой стресс, необходимо создать условия, которые позволят новорожденному почувствовать себя в комфорте и безопасности — то есть будут приближены к внутриутробным.

 

В нашем центре психологии и педагогики перинатального возраста разработана методика ухода за младенцем, позволяющая создать для него наиболее щадящие условия перехода из одной среды обитания в другую. Мы обучаем ей будущих родителей и родителей новорожденных. Она называется «Методика мягкой адаптации новорожденного к новым условиям жизни».

 

Умение правильно ухаживать за ребенком во все времена передавалось от матери к дочери: в семьях было много детей, и старшие непременно видели, как растут младшие. Традицией закреплялось все полезное и отсеивалось вредное. Не имея книг и пособий по воспитанию ребенка, женщина больше полагалась на свою интуицию.

Сегодня все иначе. Кроме одного — способ рождения детей не изменился. Значит, и уходу за младенцем не грех поучиться у наших прапрабабушек. Как правильно носить малыша на руках? Как его купать? Как определить причину беспокойства и успокоить? Как правильно закаливать? Как отличить нормальное состояние ребенка от болезненного? Для ответа на эти вопросы одной материнской интуиции недостаточно, да и сильно подавлена она в наших женщинах. Всевозможные руководства же слишком противоречивы, а порой и вредны. Поэтому сегодня знания и практические навыки ухода за ребенком можно получить, лишь специально обучаясь.

 

Решающий адаптационный период — первые сорок дней жизни. Во всех традиционных культурах женщину на это время освобождают от всех дел по хозяйству, от забот о старших детях — она должна находиться только с ребенком. Потому что только таким образом в древнем обществе можно было заложить основы психического и физического здоровья человека. Это актуально и сегодня, не так ли?

Из чего же складывается мягкая адаптация?

 

Младенцу нужен непосредственный контакт с матерью. Внутриутробно он знает ее запах, ее вкус — и узнает все это, находясь у мамы на руках или лежа рядом с ней. Младенца нельзя ограничивать в пребывании на руках! Он ищет контакта с кожей мамы: такое стесненное состояние напоминает ему пребывание в утробе и внушает уверенность. Мама своими объятиями заменяет малышу ставшую привычной оболочку матки. Чтобы ощущение этой оболочки какое-то время сохранялось, пока ребенок сам из нее до конца не «вылупится», мы используем пеленку, как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу (свернувшись калачиком, прижав подбородок к груди, скрестив на груди ручки и прижав ножки, согнутые в коленях), — он тут же успокаивается. В последние месяцы внутриутробного развития он привык и к ограниченному пространству, и к этой позе. У малыша сформировался опыт, согласно которому он ощущает себя как шар, а точнее, как тело, имеющее яйцевидную форму. Надевая новорожденному ползунки, мы разрушаем целостность этой формы — и разрушаем ощущение комфорта и безопасности. Не надо бояться, что пеленание ограничит ребенка в развитии. Через пару недель малыш захочет освободить из пеленки ручки — и внимательная мама перестанет пеленать его с ручками. Когда малыш будет готов совсем покинуть эту защитную оболочку, вы уже не сможете удержать его спеленутым. Хотя сегодня многие дети (обычно испытавшие большие трудности при рождении) проявляют желание спать спеленутыми вплоть до двух месяцев. Значит, такой ребенок просто медленнее привыкает’ к новым условиям жизни, и форсировать события не стоит.

 

Используем мы и адаптационное купание — так называемое купание в пеленке. Но ему нельзя научиться со слов, по рассказу — обязательно надо показывать, обучение должно происходить на практике. Адаптационное купание (не ныряние, не акробатика в воде!) одинаково благотворно действует и на детей, у которых есть какие-то проблемы, и на тех, кто здоров.

 

Учитывая, что младенцу после рождения нужно постепенно адаптироваться к новому пространственному объему, мы не рекомендуем прогулки в первые сорок дней после рождения. Он должен постепенно привыкать к тому пространству, которое его окружает — и пусть пока это будет кроватка, комната. Есть дети, которые на улице спокойны, и есть те, которые явно пугаются этого нового объема. Пока мы точно не можем сказать, какой ребенок как будет реагировать. Это, видимо, связано со спецификой родов, может быть, со спецификой темперамента ребенка. Поэтому лучше с прогулками подождать.

Вопреки популярной точке зрения, новорождённые не нуждаются в «свежем воздухе», и большом объеме кислорода. Более того: дети плохо спят, когда их выкладывают на открытые пространства, они любят, чтобы около носа не было движения воздуха. Как только малыш утыкает нос в пеленку, он спит хорошо и продолжительно. После пробуждения не плачет, больше улыбается.

Говоря о пространстве, окружающем малыша первое время, отметим, что свет должен быть естественным, неярким. Если вам приходится ночью вставать к ребенку, включайте неяркую подсветку, чтобы не было резкого контраста с ночной темнотой. Также надо избегать резких и громких звуков вокруг малыша.

 

А вот говорить с ребенком мама должна обязательно, каким бы странным ей это ни казалось. Так она возвращает ему еще одну примету его внутриутробной жизни — звук своего голоса. Поначалу, особенно молодым мамам, бывает трудно говорить с таким крохой, как со взрослым. Но мамин голос должен звучать как можно чаще. Для этого и придуман целый комплекс потешек и пестушек — чтобы матери было что говорить ребенку.

 

Все самки вылизывают своих детей с ног до головы. И человеческому детенышу это тоже необходимо — так происходит стимуляция нервных окончаний, расположенных в коже, а значит — развитие тактильных ощущений. Наша мама цивилизованная, она этого делать не будет. Но целовать своего ребенка можно? Гладить его можно? Все складочки его проверить, ощупать можно?

 

Помните, что самое главное условие мягкой адаптации — это постоянный контакт с мамой. И заменить ее первые сорок дней и потом до трех месяцев не сможет никто.

С трех месяцев ребенок начинает ощущать себя по-другому. Он принял условия этого нового мира и готов в нем расти и развиваться. Но, по-прежнему ваши действия по отношению к малышу не должны иметь ничего общего с насилием, пусть и из благих побуждений, — ведь он еще слишком слаб, чтобы пресечь их. Недаром во всех культурах ребенка до трех лет тщательно оберегали, выполняли его желания.

Использование методики щадящего ухода позволяет сразу получить ощутимые результаты. В первую очередь это заметно по поведению детей, которые перестают проявлять беспокойство, кричать и плакать, у них налаживается сон. Благополучное состояние малыша позволяет и матери чувствовать себя спокойнее и увереннее. Кроме того, эта методика дает маме возможность сэкономить силы и время и для домашних дел, и для общения с малышом.

 

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская
Статья опубликована в журнале
«Наш малыш», август 1998 г.

Источник: www.rojana.ru

🏠 » Статьи о беременности » Первые дни с малышом » Уход за младенцем: учимся у прабабушек

Автор:

Александра Анохина Анохина Александра Александровна - акушерка родильного отделения Родильного Дома № 1 Санкт-Петербург. Среднее профессиональное образование Акушерское дело Акушерка, 4 Ленинградское медицинское училище Диплом РТ 202862 27.02.1992. Повышение квалификации Акушерское дело Акушерка СПб ГБПОУ "Акушерский колледж" удостоверение 180000568746 15.11.2017.


Статью дополнил (а): ⏱17 мая, 2019

Комментарии 0

Оставить комментарий


архитектурная подсветка | сопровождение коммерческой концессии

Календарь беременности по неделям